Олег Львович, вот вопросы, на которые я бы хотела получить от Вас ответы.
1. Кто, как правило, становится жертвой таких мошенников (гадалок, экстрасенсов) — люди ведомые, слабые по характеру или нет определенного типа и воздействию может поддастся каждый человек?
Я хотел бы начать с вопроса: кто такие экстрасенсы?
Сейчас, открыв любую газету мы встречаем целые подборки обьъявлений о снятии порче, «потомственных» ведуньях и колдуньях, «православном» отвороте и т.п.Откуда взялись эти, с позволения сказать, экстрасенсы,целители,ведуньи?
Не думаю,что открою страшную тайну,если скажу,что эти люди раньше были мирными нянечками, продавцами, медсёстрами и т.п. А ощущение «особых способностей» посетило их «на пару» с прозаической мыслью: «Где брать деньги?» В этом смысле это обычная услуга, на которую существует спрос. Спрос определяется состоянием общества, состоянием умов. В психологии есть понятие «магического мышления» как некой психологической защитной реакции личности на обстоятельства, субъективно неподконтрольные человеку. В состоянии хронического стресса, краха надежд и планов человек как бы «спускается» в область народных архетипов, мифов, верований, начиная определять себя, как «жертву» неких злых сил.Не каждый уходит далеко от формальной логики,склад личности, характер,особенности мышления человека имеют определяющее значение. Колдуны и «экстрасенсы», опираясь на скрытые в бессознательном, народные верования, определяют для конкретного человека «образ врага»,дают свой, «авторитетный» ответ на вопрос: кто и что с ним «сделал», наскоро строя для личности модель мира,где есть могущественные недруги и «светлые защитники». Человек уподобляется ребёнку, за которого всё решают другие( в том числе и размер гонорара), которого отпаивают водой, рубят «энергетические хвосты», снимают «порчу» и «венец безбрачия».Что отличает эти действия от собственно «услуг»? Пользуясь верой человека, навязывая ему модель мира,где он нуждается в защите от «астральных» сил,его банально обирают, не производя,по сути своей вообще ничего,кроме маленького спектакля для доверчивости, вызванной надеждой на чудо.
2. Правда ли, что все эти целители — прекрасные психологи? На какие именно чувства или эмоции человека они давят? Можно ли говорить о манипулировании или гипнозе?
Скорее эти целители, а они люди очень разные, не столько «прекрасные психологи», они с психологией,как наукой, знакомы редко, но вот актёрами они быть должны. Самое большое доверие внушает человек, который сам верит в то, что говорит, перевоплощается в роль «особого, связанного с энергетическим полем» и т.п.,посредника между миром магии и миром людей. Он же приносит и особый вред, ибо в своём заблуждении ведёт клиента до самого края, не допуская и мысли о собственном невежестве, а зачастую и болезненном психическом состоянии.
3. Как человеку уберечь себя от этого? (как вести себя при разговоре, может быть, не смотреть в глаза, или обсудить требуемую от экстрасенса сумму с родственниками или еще какие примеры).
Я, наверное, как и каждый человек, переносил в жизни порой большие огорчения, тяжёлые периоды и болезни. Я к экстрасенсам не обращался. Сложностей в смотрении в глаза самопровозглашённым, или прошедшим сомнительные двухнедельные курсы, людям — я не вижу. Зато хорошо вижу у некоторых из них признаки психических расстройств. С этой точки зрения, я разделил бы всю эту «братию» на мошенников, больных и больных мошенников. Я допускаю наличие у каких либо людей неких способностей, которых нет у большинства в популяции, но верить каждому, объявившему себя магом и целителем, по меньшей мере, неосмотрительно. А заоблачная величина суммы, которую Вы отдаёте некоему невнятному индивиду, отнюдь не гарантия какой либо эффективности.Стоит больше доверять себе и своему разуму, а не прятаться в пазуху каждому, кто с серьёзным видом рассуждает о чакрах, эгрегорах, астральных телах и родовых проклятиях. С уважением О. Проничев, врач-психотерапевт.