Рубрики
Статьи

Гипнотерапия

Темой этой статьи является гипнотерапия, словосочетание, вызывающее у людей устойчивый интерес и , как никакое другое, окутанное разнообразными мифами. Самые частые вопросы, на которые приходится отвечать, это :  «Не вредно ли это? Не будет ли сделано что-либо насильно, вне контроля клиента? Все ли хорошо переносят гипноз?» Естественно, людей интересует также область применения метода, та польза, на которую можно рассчитывать. На эти вопросы я и постараюсь ответить, попутно дав представление о гипнозе, как о феномене вообще.      

Гипноз традиционно принято рассматривать как взаимодействие между двумя людьми, разыгрывающими роли гипнотизера и субъекта. Это взаимодействие имеет целью вызвать у субъекта особое состояние «транса». Считается, что в этом состоянии  поведение и ощущения субъекта изменятся по сравнению с обычным состоянием бодрствования. Некоторые разногласия вызывает специфика природы

взаимоотношений в гипнозе. Условно можно выделить три подхода к оценке этих взаимоотношений: авторитарный, стандартизированный и кооперативный.

Авторитарные представления отчасти восходят к трудам таких исторических персонажей, как Мессмер, Шарко и Фрейд. Они предполагают наличие гипнотизера, как сильной, харизматической, обладающей «особыми способностями», могущественной личности, заставляющей другую личность (субъекта)впадать в относительно пассивное состояние, в котором та «восприимчива» к «внушению» со стороны гипнотизера. Именно с этим подходом, вариантом описания гипноза и связаны пугающие некоторых людей мифы о всесилии некоего «мага» и собственной уязвимости, что на деле отнюдь не верно. Человеческая психика гораздо устойчивей к внешним воздействиям и «маг» может опираться только на собственные ожидания, убеждения, особенности и предрассудки гипнотизируемого.  В настоящее время от этой модели гипноза, основанной на авторитарном и прямом внушении, отказываются, как от единственно верной идеи. Этим мы отчасти обязаны тому, что можно назвать стандартизированным подходом.

 Стандартизированный подход пришёл из экспериментальной психологии. Эта точка зрения выдвигает на первый план субъекта, как главный объект изучения, считая обычно степень восприимчивости к гипнозу (гипнабельность) неким постоянным его свойством. При этом «власть» гипнотизера уже не играет заметной роли, в силу чего набор гипнотических воздействий тяготеет к стандартизации — отсюда и эксперименты, когда стандартную процедуру наведения транса воспроизводят через,  например, магнитофон, сведя к минимуму роль оператора. Вследствие этого неизбежно появляется деление людей на гипнабельных и негипнабельных, основанное на том, что магнитофон не способен подстроиться к человеку и тот либо входит в состояние транса, либо нет. Не учитываются и особенности переживания состояния транса у разных людей.

Лично мне ближе «кооперативный подход», при котором взаимоотношения строятся «на равных»,  а восприимчивость к гипнозу отражает взаимодействие между мотивациями и интересами клиента, гибкостью и отзывчивостью гипнотерапевта и степенью взаимоконтакта, раппорта, достигнутого между ними. Основной вклад в такой клинический подход внес американский психиатр Милтон Эриксон:»…Гипноз должен быть в первую очередь результатом ситуации, когда межличностные и внутриличностные взаимодействия развиваются конструктивно и служат целям как гипнотизера, так и субъекта. Этого невозможно достигнуть, ни следуя жестким процедурам и фиксированным методам, ни стремясь добиться

какой то одной конкретной цели. Сложность человеческого поведения и лежащих в его основе мотиваций требует учета множества факторов, существующих в любой ситуации, когда два действующих лица заняты некоей совместной деятельностью».

Таким образом Эриксоновский гипнотерапевт действует в соответствии  с принципами сотрудничества, гибкости и использования на благо клиента любых возникающих в процессе взаимодействия реакций. Стереотипы самопроявления клиента рассматриваются как основа возникновения терапевтического транса. При этом путь к трансу всегда уникален, основан на индивидуальных реакциях как гипнотизера, так и клиента.

Заслуживают внимания и некоторые другие базовые положения

Эриксоновского подхода, которые я постараюсь изложить максимально кратко:

1.Всякая личность уникальна, что, прежде всего, в практическом аспекте, касается  системы веры, убеждений, мотиваций, поведения, симптомов, личного опыта клиента. Это  предполагает, что самопроявления клиента представляют собой индивидуализированные модели «реальности » и что терапия основывается на принятии и использовании этих моделей.

2.Гипноз-это чувственно переживаемый процесс передачи идей. Подчёркивая это положение, Хартленд(Hartland,1971) отмечает:»Наведение гипнотических состояний и феноменов представляет собой прежде всего передачу идей и вызывание у субъекта цепочек мыслей и ассоциаций, которые, в конечном счете, приводят к поведенческим реакциям…Даже когда гипнотизер что-то делает с субъектом или говорит ему, что и как делать, возникающий транс по-прежнему остается результатом идей, ассоциаций, психических процессов и представлений, которые уже существуют в психике субъекта и вследствие этого всего лишь пробуждаются в нем» 

3.Каждый человек располагает достаточными ресурсами, чтобы испытывать счастье и удовлетворение жизнью. К сожалению многие из этих ресурсов разобщены с текущими переживаниями человека. Предполагается, что в процессе терапии эти ресурсы будут реализованы через самоисследование клиента на уровне ощущений, а не через осознанное понимание со стороны гипнотерапевта (и клиента).

4.Активизация ресурсов личности в состоянии транса – главная терапевтическая ценность транса состоит в том, что он может избавить человека от жестких ограничений, сделав возможным реорганизацию системы ограничивающих самоощущений и представлений. В том числе жестких психических конфигураций, замкнутых систем сознательной переработки информации   -характерных для «проблемного»самоощущения.

5.Транс естественнен.

6.Эриксоновский подход ориентирован не на исправление  ошибок, а на выправление  курса -Такой подход рассматривает саморазвитие как естественный биологический процес эволюции личности, а проблемы и ошибки — как уклонения от него. Эриксон выдвигал на первый план не понимание прошлого, а достижение целей и удовлетворение потребностей сегодняшнего «я».

7.Бессознательные процессы могут функционировать продуктивно и автономно. С  этой точки зрения бессознательное может функционировать независимо от сознательных  процессов, диссоциированно перерабатывая информацию, и способно на глубинные трансформационные изменения. При этом сознательное понимание не является строго необходимым для осуществления полезных для личности изменений.

Внешне всё происходит достаточно спокойно. Клиент удобно усаживается в кресле, ему может быть дано какое то задание, связанное с образными представлениями, но это не является сколь нибудь обязательным. Далее происходит наведение трансового состояния, сопровождающегося появлением объективных признаков: изменение цвета кожи, Рита дыхания, расслабление мускулатуры, уменьшается количество движений, но человек отнюдь не теряет полностью контроля над собой и действиями гипнотерапевта. Просто многие вещи , так сказать, внешние, делаются неважными по мере перехода в приятное состояние внутреннего покоя, ухода от обычного хода мыслей, перепредставления обыденной реальности. Далее производится собственно «изменение», перенастройка, опять же говоря очень образно…После выхода из трансового состояния некоторое время может сохраняться лёгкая «дымка», «вуаль», приятная расслабленность и спокойствие. Ощущение изменений, происходящих или только готовящихся произойти. Ночью могут посетить яркие образные сновидения, может вспомнится что то забытое…

Согласно  моему личному практическому опыту область применения Эриксоновского подхода весьма широка. Это любые проблемы, симптомы и состояния, приводящие личность к ощущению субъективного «тупика», ощущению потребности в неком изменении, сдвиге с «мёртвой точки», когда осознаваемые варианты уже исчерпаны, а решение ( и облегчение) не приходит. Это депрессивные реакции, навязчивости, немотивированные страхи, приступы паники, вечно актуальная «проблема выбора» (между женой и любовницей, спокойной работой и большим заработком, долгом и желанием, или нежеланием). Это субъективно неприемлемые и стереотипные поведенческие реакции, это симптомы- онемения, попёрхивания, комок в горле и т.п. Иногда это экзистенциальные вопросы- о смысле, о будущем, о своём месте в мире…                  

Чаще всего для получения результата требуется от 3 до 6-8 сессий, или сеансов. Первый сеанс включает, помимо ознакомления клиента с необходимыми  базовыми понятиями (транс, бессознательное), тщательное выявление его представлений, убеждений, мотиваций, всего того, что можно обозначить как «систему веры», способствует необходимой «кристаллизации проблемы» на сознательном уровне. Выявляются также речевые стратегии пациента, сигналы доступа, предпочитаемые модальности и переходы. Возможно также выделение каких либо моментов личного опыта клиента, значимых воспоминаний, особенностей построения описаний — важных для дальнейшей работы.

Дальнейший выбор стратегии изменений очень индивидуален и остаётся за гипнотерапевтом.

Противопоказаниями к применению гипнотических техник традиционно считаются некоторые текущие психические заболевания, такие, как эпилепсия и шизофрения.

 В заключение мне хочется сказать о том, что хотя ни один метод и подход не являются «панацеей» от всех проблем, гипнотерапия имеет несомненные преимущества в ряде случаев. Первый, и весьма весомый, аргумент – относительная краткость работы и возможность оценить её результат. Классический психоанализ предполагает, например, годы еженедельных визитов к психоаналитику, что попросту нереально в наших условиях.

Второй плюс- возможность избежать советов и готовых рецептов, на совершенно сознательном уровне. Советов, которыми человек всё равно не воспользуется, так как если бы он мог думать точно так, как психотерапевт, он бы попросту не пришёл. Третий-возможность прямого снятия симптома, без углубления в причинность его возникновения.

Четвёртым плюсом, на мой взгляд, является польза переживания состояния транса, как такового. Возможность изменить что-то в себе, внутри себя, получить доступ к иному опыту помимо повседневного круга мыслей. Иногда достаточно сдвинуть один камень, чтоб сошла лавина. И упускать подобный опыт попросту жаль.